Главная » Статьи » Мои статьи

Вопросы безопасности младших школьников при использовании сети Интернет. Конспект родительского собрания

Цель родительского собрания
Создать единую стратегию воспитания, направленную на формирование у детей безопасного поведения в сети Интернет. Выработка совместной с родителями стратегии поведения в отношении стремления детей младшего школьного возраста получить всю необходимую информацию в сети Интернет.
Задачи родительского собрания
•    Выстраивание основных нравственно-духовных ориентиров для детей, сталкивающихся с нежелательными ресурсами или обращениями в Интернете.
•     Поэтапное планирование работы по формированию у детей критичного отношения к информации, полученной во всемирной паутине.
•    Определение правил использования
Время проведения родительского собрания
В середине недели, вечером, ориентировочно с 17 до18.00. Возможен вариант вебинара с родителями. Желательно, чтобы участие приняли максимальное количество родителей обучающихся данного класса, детского творческого объединения.
Форма проведения родительского собрания
Лекция с элементами практикума.
Содержание родительского собрания
1.    Приветствие.
2.    Опрос родителей о наличии или отсутствии дома средств доступа в Интернет, частоте обращения, цели обращения.
3.    Постановка проблемы.
В современной ситуации постоянно расширяющегося и изменяющегося информационного поля образовательный процесс претерпевает определенные изменения. Для понимания основных аспектов этих изменений необходимо проанализировать две пересекающиеся тенденции, присущие всей сегодняшней системе общего и дополнительного образования в Росси.
Первая относится к полю правовому – ФЗ закону № 273 от 29.12.2012 "Об образовании в Российской Федерации" и Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Вторая – к нравственно-духовному.
Законодательно в п.1, ст.6-7 ФГОС начального общего образования декларируется что «…Стандарт направлен на обеспечение: .. равных возможностей получения качественного начального общего образования; .. духовно-нравственного развития… В основе Стандарта лежит  системно-деятельностный подход, который предполагает: …воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества … учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения … формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку … укрепление физического и духовного здоровья …» .
На фоне всего вышеназванного в п.4 ст.22 прописана необходимость введения в образовательный процесс, в том числе, проектных видов деятельности.
Метод проектов сам по себе универсален и позволяет решать многие проблемы воспитания «человека созидающего, думающего». Его повсеместное распространение можно только приветствовать. Возникает только одна проблема: в учебниках программы «Школа России» все темы проектов содержат фразу: «посмотри в Интернете….». Фраза неоднозначная для ребенка 7-9 лет и его родителей. Есть еще одна фраза: «…распечатай на принтере…».
Рассмотрим нравственно-духовный аспект этих двух фраз в действительности закладывающих больше проблемных ситуаций, чем можно предполагать, не углубившись в проблему.
Зачастую мы, педагоги общего и дополнительного образования и родители младших школьников допускаем своего рода «перегибы» во введение технологий ИКТ в образовательный процесс.
Таблица 1

Некоторые проблемы использования ИКТ технологий в обучении детей педагогами и родителями.

обеспечение равных возможностей в каждом ли доме обязан быть свободный доступный, подключенный к интернету компьютер и принтер? Какие чувства испытывает ребенок, понимая, что в его доме нет средств выполнить задание, данное для всех? Чем плохи библиотеки? – возможность поиска по каталогу, общения с библиотекарем, соприкосновение с книгой, умение работать с содержанием и предметным указателем. Детские рисунки? – развитие мелкой моторики, художественных навыков.
обеспечение духовно-нравственного развития При поиске в сети Интернет нередки всплывающие окна, навязчивая реклама, при случайно-нажатой кнопке может открыться нежелательный ресурс. Не всегда спасает и «родительский контроль».   Просмотр подходящей по возрасту литературы в поисках информации способствует духовно-нравственному росту ребенка
системно-деятельностный подход, который предполагает: …воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества   Информационное общество не исключает наличия бумажных носителей, необходимости работы с содержанием, предметными указателями, каталогами, словарями Работа по поиску подходящих источников в библиотеках является деятельностью в большей степени, чем забивание запроса в строке поиска; работа с бумажными носителями предполагает опосредованное усвоение сопутствующей информации – в результате ребенок узнает немного больше, чем необходимо, что готовит его к будущим работам.
формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности Формирует ли введение поискового запроса и получение ответа основы умения учиться, способствует ли это самоорганизации деятельности? Работа с бумажными источниками вынуждает обучающегося систематизировать материал в соответствии с поставленной целью, и распределять свое время для выполнения поставленной задачи.
укрепление физического и духовного здоровья   индивидуальными возрастными и психологическими особенностями выступают и ограничения по работе с компьютером и уровень готовности к работе во всемирной сети, устойчивости к ее посылам Поход в библиотеку, личное общение с сотрудниками библиотеки, обсуждение прочитанного более способствует физическому и духовному развитию ребенка

 
В свете изложенного можно привести данные Всемирной организации здравоохранения, которая опубликовала результаты исследования, посвященного самым распространенным жалобам детей школьного возраста на здоровье .
Выяснилось, что российские дети установили мировой рекорд по жалобам на так называемый кибербуллинг (кибермоббинг) – оскорбления и угрозы, которые поступают из Интернета. Данные по России для доклада подготовил профессор Олег Чурганов из Петербурга.
Необходимо отметить также, что достоверность и правильность подачи информации во всемирной сети до сих пор практически не контролируется правоохранительными органами во всем мире.
Вопросы для дискуссии:
1.    На кого ориентируются дети в своем повседневном поведении?
2.    Следует ли поощрять стремление детей к постоянному обращению в Интернет (и в целях выполнения школьных заданий, и в развлекательных целях)?
3.    Можно ли оставлять детям младшего школьного возраста всемирную сеть на самостоятельное освоение?
4.    Считают ли родители информацию, предоставляемую Интернетом достоверной и полноценной?
5.    Какие варианты получения необходимой информации существуют кроме сети Интернет?
6.    Знают ли родители технологию установки «родительского контроля» на домашних устройствах?
Очень важно в ходе обсуждения, выработать однотипную реакцию по этим ключевым вопросам у большинства родителей, чтобы дети почувствовали единство взрослых и приняли его. В противном случае может сложиться ситуация отверженности и мнимой неполноценности у детей, лишенных свободного доступа в Интернет в сравнении с теми, кто не ограничен в своих желаниях.
Таблица 2.

 

На кого ориентируются дети в своем повседневном поведении? На родителей, членов семьи
Следует ли поощрять стремление детей к постоянному обращению в Интернет (и в целях выполнения школьных заданий, и в развлекательных целях)? Нет, в младшем школьном возрасте необходимы ограничения и контроль
Можно ли оставлять детям младшего школьного возраста всемирную сеть на самостоятельное освоение? Нет, необходимы пояснения, отсекание нежелательных ресурсов, ограничение по времени нахождения за монитором
Считают ли родители информацию, предоставляемую Интернетом достоверной и полноценной? Нет, не всегда
Какие варианты получения необходимой информации существуют кроме сети Интернет? Домашняя и публичная библиотека, походы в музеи, театры
Знают ли родители технологию установки «родительского контроля» на домашних устройствах? Инструкция-памятка раздается в печатном виде всем.

Практикум
Каждому родителю раздается короткий текст, распечатанный из Интернета и копия страницы энциклопедии на ту же тему, предлагается прочитать, сравнить, найти расхождение, оценить оба текста с точки зрения пользы для своего ребенка.
Подведение итогов родительского собрания
Формулирование совместно с родителями под запись основных принципов стратегии поведения в отношении стремления детей младшего школьного возраста получить свободный доступ в сеть Интернет.
Примерный текст «Стратегии родительского поведения»:
1.    Всемирная паутина всеобъемлюща и практически никому не подконтрольна:
a.    она лишена истинности и нравственно-духовных императивов.;
b.    она общедоступна;
c.    она притягательна своей вседозволенностью, анонимностью, симуляцией «иного мира»
1.    ОНА ОПАСНА для ребенка более, чем полезна
2.    ОНА ПОЛЕЗНА при разумном ограничении
2.    в своем повседневном поведении дети ориентируются в основном на родителей и членов семьи
3.    в младшем школьном возрасте необходим родительский контроль и ограничение в пользовании сетью Интернет
4.    информация, опубликованная в Сети не всегда достоверна и полноценна
5.    существует множество альтернативных Интернету источников организации досуга ребенка и поиска информации
6.    в любом случае следует на домашние устройства установить функцию «Родительский контроль».
БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ И СПОКОЙНЫ ЗА СВОИХ ДЕТЕЙ!

 

Категория: Мои статьи | Добавил: marylitrobo (06.04.2016)
Просмотров: 296 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar