Цель родительского собрания
Создать единую стратегию воспитания, направленную на формирование у детей безопасного поведения в сети Интернет. Выработка совместной с родителями стратегии поведения в отношении стремления детей младшего школьного возраста получить всю необходимую информацию в сети Интернет.
Задачи родительского собрания
• Выстраивание основных нравственно-духовных ориентиров для детей, сталкивающихся с нежелательными ресурсами или обращениями в Интернете.
• Поэтапное планирование работы по формированию у детей критичного отношения к информации, полученной во всемирной паутине.
• Определение правил использования
Время проведения родительского собрания
В середине недели, вечером, ориентировочно с 17 до18.00. Возможен вариант вебинара с родителями. Желательно, чтобы участие приняли максимальное количество родителей обучающихся данного класса, детского творческого объединения.
Форма проведения родительского собрания
Лекция с элементами практикума.
Содержание родительского собрания
1. Приветствие.
2. Опрос родителей о наличии или отсутствии дома средств доступа в Интернет, частоте обращения, цели обращения.
3. Постановка проблемы.
В современной ситуации постоянно расширяющегося и изменяющегося информационного поля образовательный процесс претерпевает определенные изменения. Для понимания основных аспектов этих изменений необходимо проанализировать две пересекающиеся тенденции, присущие всей сегодняшней системе общего и дополнительного образования в Росси.
Первая относится к полю правовому – ФЗ закону № 273 от 29.12.2012 "Об образовании в Российской Федерации" и Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Вторая – к нравственно-духовному.
Законодательно в п.1, ст.6-7 ФГОС начального общего образования декларируется что «…Стандарт направлен на обеспечение: .. равных возможностей получения качественного начального общего образования; .. духовно-нравственного развития… В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: …воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества … учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения … формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку … укрепление физического и духовного здоровья …» .
На фоне всего вышеназванного в п.4 ст.22 прописана необходимость введения в образовательный процесс, в том числе, проектных видов деятельности.
Метод проектов сам по себе универсален и позволяет решать многие проблемы воспитания «человека созидающего, думающего». Его повсеместное распространение можно только приветствовать. Возникает только одна проблема: в учебниках программы «Школа России» все темы проектов содержат фразу: «посмотри в Интернете….». Фраза неоднозначная для ребенка 7-9 лет и его родителей. Есть еще одна фраза: «…распечатай на принтере…».
Рассмотрим нравственно-духовный аспект этих двух фраз в действительности закладывающих больше проблемных ситуаций, чем можно предполагать, не углубившись в проблему.
Зачастую мы, педагоги общего и дополнительного образования и родители младших школьников допускаем своего рода «перегибы» во введение технологий ИКТ в образовательный процесс.
Таблица 1
Некоторые проблемы использования ИКТ технологий в обучении детей педагогами и родителями.
обеспечение равных возможностей |
в каждом ли доме обязан быть свободный доступный, подключенный к интернету компьютер и принтер? Какие чувства испытывает ребенок, понимая, что в его доме нет средств выполнить задание, данное для всех? |
Чем плохи библиотеки? – возможность поиска по каталогу, общения с библиотекарем, соприкосновение с книгой, умение работать с содержанием и предметным указателем. Детские рисунки? – развитие мелкой моторики, художественных навыков. |
обеспечение духовно-нравственного развития |
При поиске в сети Интернет нередки всплывающие окна, навязчивая реклама, при случайно-нажатой кнопке может открыться нежелательный ресурс. Не всегда спасает и «родительский контроль». |
Просмотр подходящей по возрасту литературы в поисках информации способствует духовно-нравственному росту ребенка |
системно-деятельностный подход, который предполагает: …воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества |
Информационное общество не исключает наличия бумажных носителей, необходимости работы с содержанием, предметными указателями, каталогами, словарями |
Работа по поиску подходящих источников в библиотеках является деятельностью в большей степени, чем забивание запроса в строке поиска; работа с бумажными носителями предполагает опосредованное усвоение сопутствующей информации – в результате ребенок узнает немного больше, чем необходимо, что готовит его к будущим работам. |
формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности |
Формирует ли введение поискового запроса и получение ответа основы умения учиться, способствует ли это самоорганизации деятельности? |
Работа с бумажными источниками вынуждает обучающегося систематизировать материал в соответствии с поставленной целью, и распределять свое время для выполнения поставленной задачи. |
укрепление физического и духовного здоровья |
индивидуальными возрастными и психологическими особенностями выступают и ограничения по работе с компьютером и уровень готовности к работе во всемирной сети, устойчивости к ее посылам |
Поход в библиотеку, личное общение с сотрудниками библиотеки, обсуждение прочитанного более способствует физическому и духовному развитию ребенка |
В свете изложенного можно привести данные Всемирной организации здравоохранения, которая опубликовала результаты исследования, посвященного самым распространенным жалобам детей школьного возраста на здоровье .
Выяснилось, что российские дети установили мировой рекорд по жалобам на так называемый кибербуллинг (кибермоббинг) – оскорбления и угрозы, которые поступают из Интернета. Данные по России для доклада подготовил профессор Олег Чурганов из Петербурга.
Необходимо отметить также, что достоверность и правильность подачи информации во всемирной сети до сих пор практически не контролируется правоохранительными органами во всем мире.
Вопросы для дискуссии:
1. На кого ориентируются дети в своем повседневном поведении?
2. Следует ли поощрять стремление детей к постоянному обращению в Интернет (и в целях выполнения школьных заданий, и в развлекательных целях)?
3. Можно ли оставлять детям младшего школьного возраста всемирную сеть на самостоятельное освоение?
4. Считают ли родители информацию, предоставляемую Интернетом достоверной и полноценной?
5. Какие варианты получения необходимой информации существуют кроме сети Интернет?
6. Знают ли родители технологию установки «родительского контроля» на домашних устройствах?
Очень важно в ходе обсуждения, выработать однотипную реакцию по этим ключевым вопросам у большинства родителей, чтобы дети почувствовали единство взрослых и приняли его. В противном случае может сложиться ситуация отверженности и мнимой неполноценности у детей, лишенных свободного доступа в Интернет в сравнении с теми, кто не ограничен в своих желаниях.
Таблица 2.
На кого ориентируются дети в своем повседневном поведении? |
На родителей, членов семьи |
Следует ли поощрять стремление детей к постоянному обращению в Интернет (и в целях выполнения школьных заданий, и в развлекательных целях)? |
Нет, в младшем школьном возрасте необходимы ограничения и контроль |
Можно ли оставлять детям младшего школьного возраста всемирную сеть на самостоятельное освоение? |
Нет, необходимы пояснения, отсекание нежелательных ресурсов, ограничение по времени нахождения за монитором |
Считают ли родители информацию, предоставляемую Интернетом достоверной и полноценной? |
Нет, не всегда |
Какие варианты получения необходимой информации существуют кроме сети Интернет? |
Домашняя и публичная библиотека, походы в музеи, театры |
Знают ли родители технологию установки «родительского контроля» на домашних устройствах? |
Инструкция-памятка раздается в печатном виде всем. |
Практикум
Каждому родителю раздается короткий текст, распечатанный из Интернета и копия страницы энциклопедии на ту же тему, предлагается прочитать, сравнить, найти расхождение, оценить оба текста с точки зрения пользы для своего ребенка.
Подведение итогов родительского собрания
Формулирование совместно с родителями под запись основных принципов стратегии поведения в отношении стремления детей младшего школьного возраста получить свободный доступ в сеть Интернет.
Примерный текст «Стратегии родительского поведения»:
1. Всемирная паутина всеобъемлюща и практически никому не подконтрольна:
a. она лишена истинности и нравственно-духовных императивов.;
b. она общедоступна;
c. она притягательна своей вседозволенностью, анонимностью, симуляцией «иного мира»
1. ОНА ОПАСНА для ребенка более, чем полезна
2. ОНА ПОЛЕЗНА при разумном ограничении
2. в своем повседневном поведении дети ориентируются в основном на родителей и членов семьи
3. в младшем школьном возрасте необходим родительский контроль и ограничение в пользовании сетью Интернет
4. информация, опубликованная в Сети не всегда достоверна и полноценна
5. существует множество альтернативных Интернету источников организации досуга ребенка и поиска информации
6. в любом случае следует на домашние устройства установить функцию «Родительский контроль».
БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ И СПОКОЙНЫ ЗА СВОИХ ДЕТЕЙ!
|