Главная » Статьи » Мои статьи |
Я работаю в ЦДТТ педагогом дополнительного образования с 2011 года. Цель моего доклада – представить мой вариант работы по программе легоконструирование для детей, начиная с дошкольного возраста и до средней школы. Задачами своей работы я вижу не только знакомство с лего конструкторами, но и освоение основных общеучебных навыков и умений, а также воспитание детей XXI века. Я прилагаю все усилия для воспитания таких качеств, как аккуратность, целеустремленность, внимательность. В процессе работы передо мной стоят еще и сопутствующие задачи, такие как:
Все вышеперечисленное прописано в Федеральных государственных стандартах. Есть и другие нормативные документы, которые я учитываю в работе. Это:
На занятиях для меня имеет большое значение доверительная дружеская атмосфера между мной и учащимися. Я считаю нашу с ними работу взаимообучением, часто их решения бывают интереснее моих. В таких случаях, я всегда проговариваю это, повышая тем самым их самооценку и добавляя уверенности в собственных силах. В сентябре 2012 года я прошла обучение по программе «Образовательная робототехника», в октябре –– по программе «Развитие творчества и креативности у детей по методике С.А. Новоселова». Результатом первых курсов стало то, что с октября 2012 года я начала вести занятия по программе «Легоконструирование». Результатом вторых - то, что я увидела возможность улучшить качество педпроцесса и начала вносить изменения в нее. В программе появился материал на использование методики развития творчества детей. Немного о методике С.А. Новоселова. Она направлена на пробуждение бессознательного через творческую активность. В основу ее положены исследования педагогов и психологов. Научное название методики – «Ассоциативно-синектическая технология развития технического творчества». Речь идет о временном снятии рамок и ограничений с сознания, когда возможен творческий прорыв. В этом состоянии человек легко решает ранее неразрешимые проблемы и задачи. В применении к техническому творчеству методика С.А. Новоселова позволяет облегчить детям знакомство с проблемными вопросами. Это могут быть как составные узлы, конструкции, так и решение проблемных в механике задач. Например, для курса NXT нам надо было сделать так, чтобы от одного порта работало два сервопривода, один из моих учеников сам сообразил, как соединить их между собой с помощью шестеренок. В то же время, показывая детям, как можно решать сложные на первый взгляд проблемы, я стимулирую развитие творческих и умственных способностей детей в целом. Программа рассчитана на старших дошкольников, младших и средних школьников. Ориентируясь на потребности разных групп детей, я разработала несколько вариантов программы: 6-7 лет 1 раз в неделю, 2 часа 7-8 лет 2 раз в неделю, 4 часа 8-11 лет 2 раза в неделю, 6 часов Внутри программы присутствует фундамент (общее развитие ребенка) и надстройка (дополнительные знания по информационным технологиям), без которых ее освоение было бы неполным. Кроме того, в программе присутствует материал на:
Логические задачи были взяты из программы И.А. Агапова и М.А. Давыдова. Также я использую несколько типов головоломок («Кубик Рубика», «Змейка», «Пятнашки», «Головоломки Пифагора», «Стомахион», «Пентамино»). По моей служебной записке и эскизу силами Центра детского технического творчества на станках с ЧПУ было вырезано 10 экз. раздаточного дидактического материала «Головоломки Пифагора». и т.п. Есть и другие учебные пособия, рекомендованные Министерством образования для педагогов старших дошкольников и младших школьников. Для блока по компьютерной грамотности я использую обучающие диски, программы («Мир информатики») и свои наработки, выполненные на основании учебного курса УПИ. Упражнения по развитию творчества мною взяты из методики С.А. Новоселова. Большое внимание в программе уделяется развитию коммуникативных качеств детей и их способности к адекватному общению со сверстниками и взрослыми. Основной целью программы является развитие интеллектуальных возможностей ребенка и его успешная социализация. Таким образом, благодаря разнообразию учебных форм, появляется больше возможностей для педагога работать с каждым ребенком и с группой в целом. Учить думать, анализировать, искать информацию и обрабатывать ее и многому другому, что входит, в том числе, в ФГОС. Итак, у меня занимается 75 детей. Различный инструментарий подразумевает и различные подходы к образовательному процессу. В работе я использую:
В современных условиях из-за крайне ограниченного финансирования дополнительного образования очень сложно работать без привлечения спонсоров и социальных партнеров. Я активно развиваю партнерские отношения. Подготовлена презентация о воспитании технически грамотной молодежи для представления депутату Законодательного Собрания Свердловской области Новокрещенову А.Н. Спонсорами и партнерами выступают и многие родители. Они активно интересуются успехами своих детей, присутствуют на внутренних соревнованиях, несут литературу, материалы для творчества. Мы стараемся отблагодарить родителей. Вместе с детьми делаем им поздравления. Оценка достижений обучающихся проводится с помощью методики, составленной методическим отделом ЦДТТ. Используются различные тесты (тест Беннета, тест на логическое мышление), игры, опрос. Результатом моей работы на сегодняшний день стало:
Графическое отображение мониторинга по личностным и учебным параметрам представлено на следующих слайдах. С начала реализации программы на настоящий момент теоритическая подготовка находится на среднем уровне, практическая у 80 % детей на среднем, в основном, это связано с больничными и тем, что дети долго отходят от новогодних праздников (многие уезжают и пропускают занятия). По учебно-коммуникативным навыкам – более 70% детей освоили средний уровень. Сейчас практически нет проблем при работе в парах даже в группах дошколят. Чуть ниже уровень учебно-организационных умений и некоторых универсальных учебных действий (умение планировать свою рабочую деятельность). Причин тому несколько:
Зато высок рост личностных параметров. Дети быстро загораются идеей успеха и стремятся показать себя везде, где это возможно. Несмотря на общую положительную динамику, есть и проблемы. Анализируя результаты, я выявила следующие проблемы детей:
С личностными проблемами я надеюсь справиться применяя разнообразные формы активного отдыха от основной деятельности (головоломки, разминка, проектирование на ПК, создание презентаций и т.п.). Социальные проблемы, т.е. неумение защититься, подать себя, я выявила в первый год работы по программе, в 2012 г. Практически сразу я переработала программу, в результате, в 2013/2014 гг. у моих детей эти вопросы практически решены. Начиная с дошкольников, каждое занятие, мы проговариваем результаты нашей работы и где мы бы могли ее показать. Хочу отметить, что с дошкольниками подобные выступления проходят легче, чем с первоклассниками. И в других сферах ученики первых классов показывают себя более зажатыми, чем дети иного возраста, и младше, и старше. К сожалению, насыщенность программы, не позволяет мне широко включать общеобразовательный блок, с помощью которого можно было бы решить предметные проблемы. Но, насколько это возможно и уместно, я добавляю сведения об окружающем нас мире в теоритическую часть курса. В процессе работы выявляются и проблемы общего плана. Это:
В целом занятия легоконструированием пользуется спросом у детей и положительно влияют на развитие технического творчества. | |
Просмотров: 591 | |
Всего комментариев: 0 | |