Главная » Статьи » статьи в соавторстве |
В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который с необходимостью должен быть реализован, в том числе, и на занятиях детских творческих объединений в системе ДОД. В этой связи представляется необходимым поиск новых путей организации учебной деятельности педагогами дополнительного образования. Наибольшей эффективностью, на наш взгляд, обладает технология модульного обучения, поскольку именно она соответствует одновременно и требованиям нового ФГОС, и специфике дополнительного образования с его добровольностью, индивидуализацией, творческим началом и пр. Модульное обучение базируется на деятельностном принципе: учебное содержание осознанно усваивается только тогда, когда оно становится предметом активных действий, причем, не эпизодических, а системных. Большая часть учебного времени посвящена самостоятельной работе обучающихся. Реализация этого принципа придает учебной деятельности активный и осознанный характер. Еще один принцип, лежащий в основе модульного обучения и обеспечивающий его эффективность, – это принцип гибкости или свободы выбора. Он создает условия для дифференциации обучающей деятельности педагога и учебной деятельности воспитанников, т.к. открывает возможность для выбора ребенком уровня сложности и трудности содержания изучаемого материала. Ребенок учится делать правильный выбор, учится быть самостоятельным и ответственным. Незаметно для себя он становиться терпимее к окружающим, поскольку наглядно видит равенство и ценность различных маршрутов на пути к достижению цели. В условиях ДОД, когда в кружок приходят дети разных возрастов и разной базовой подготовки, технология модульного обучения позволяет решить, в том числе, проблему сохранения контингента обучающихся, поскольку позволяет удовлетворить разнообразные интересы в рамках одной образовательной программы. Принцип разностороннего консультирования отводит на второй план информационную функцию педагога, а принцип сотрудничества, заключающийся в совместном определении педагогам и обучающимися целей, форм, методов, уровней сложности учебного процесса, создает условия двусторонней ответственности за качество и уровень конечного результата. Дети учатся самостоятельно организовывать свою деятельность: стараются принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку. В технологии модульного обучения могут быть построены отдельные занятия, учебные программы и целые блоки программ, направленных на развитие универсальных учебных действий, творчества детей и имеющих взаимосвязи в содержании. При построении конструкта занятия с использованием технологии модульного обучения педагогу необходимо: выделить главные основополагающие идеи; определить интегрирующую цель, где указывается, что к концу занятия ребенок должен узнать или понять; определить содержание, объём и последовательность учебных элементов (УЭ); указать время, отводимое на каждый из них, и вид работы обучающихся; подобрать соответствующие наглядные пособия, ТСО, задания, тесты. Для проведения текущего и итогового самоконтроля обучающихся необходимо вооружить критериями и системой оценки деятельности. Приведем пример конструкта занятия по программе дополнительного образования «Мой друг – компьютер», адресованной младшим школьникам. «Принципы управления устройством» Цель: Сформировать представление о принципах работы электронного программируемого устройства Задачи:
Структура занятия:
Оборудование: ПК на каждого ученика, доска с маркером для объяснения нового материала и постановки учебной задачи, таблица с ключами для самоконтроля, рабочие тетради по числу обучающихся. Форма занятия: сдвоенное занятие – два занятия по 40 мин, между ними перемена 10 мин. Внутри каждого занятия, проводится физкультминутка для отдыха детей от работы с ПК. Формулировка цели для обучающихся: по окончании занятия мы должны узнать определение термина «исполнитель»; особенности программирования в пиктографическом языке программирования; уметь правильно составлять программу движения исполнителя; проводить испытания. УЭ-0 Определение степени усвоения предыдущего материала: Цель: самоконтроль уровня сформированности умений пользования ПК, актуализация предыдущего материала. Задание:
Самооценка заносится в таблицу в рабочих тетрадях. Ключ для самооценки:
УЭ – 1 Входной контроль. Цель: проверка готовности группы к усвоению новой темы, знакомство с новым понятием «Исполнитель». Теория: Любая техника называется «Исполнитель». Есть разные виды исполнителей, среди них нас интересует «программируемый исполнитель». Задание:
Самооценка по ключу в рабочих тетрадях. Ключ для самооценки:
УЭ – 2 Изучение нового материала Цель: расширить понятие «Исполнитель», сформировать представление о принципах его работы и программирования, установить связь науки «Информатики» и повседневной жизнью, дать детям почувствовать себя программистами. Задание:
Самооценка по ключу в рабочих тетрадях. Ключ для самооценки:
УЭ -3 Контроль для проверки степени усвоения материала Цель: определение уровня освоения пройденного материала Задание:
Самооценка по ключу в рабочих тетрадях. Ключ для самооценки:
Подведение итогов занятия. Тетради с самооценкой передаются другу (соседу) и высчитывается итоговый балл и «складывается» в «копилку баллов» в конце тетради.
Список литературы
Банных Елена Леонидовна, методист Литвиненко Мария Николаевна, педагог дополнительного образования | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 568 | |
Всего комментариев: 0 | |