Главная » Статьи » статьи в соавторстве

Модульное обучение: возможности дополнительного образования в реализации ФГОС.

В основе Стандарта лежит  системно-деятельностный подход, который с необходимостью должен быть реализован, в том числе, и на занятиях детских творческих объединений  в системе ДОД. В этой связи представляется необходимым поиск новых путей организации учебной деятельности педагогами дополнительного образования. Наибольшей эффективностью, на наш взгляд, обладает технология модульного обучения, поскольку именно она соответствует одновременно  и требованиям нового ФГОС, и специфике дополнительного образования с его добровольностью, индивидуализацией, творческим началом и пр.

Модульное обучение базируется на деятельностном принципе: учебное содержание осознанно усваивается только тогда, когда оно становится предметом активных действий, причем, не эпизодических, а системных. Большая часть учебного времени посвящена самостоятельной работе обучающихся. Реализация этого принципа придает учебной деятельности активный и осознанный характер.

Еще один принцип, лежащий в основе модульного обучения и обеспечивающий его эффективность, – это принцип гибкости или свободы выбора. Он создает условия для дифференциации обучающей деятельности педагога и учебной деятельности воспитанников, т.к. открывает возможность для выбора ребенком уровня сложности и трудности содержания изучаемого материала. Ребенок учится делать правильный выбор, учится быть самостоятельным и ответственным. Незаметно для себя он становиться терпимее к окружающим, поскольку наглядно видит равенство и ценность различных маршрутов на пути к достижению цели. В условиях ДОД, когда в кружок приходят дети разных возрастов и разной базовой подготовки, технология модульного обучения позволяет решить, в том числе, проблему сохранения контингента обучающихся, поскольку позволяет удовлетворить разнообразные интересы в рамках одной образовательной программы.

Принцип разностороннего консультирования отводит на второй план информационную функцию педагога, а принцип сотрудничества, заключающийся в совместном определении педагогам и обучающимися целей, форм, методов, уровней сложности учебного процесса, создает условия двусторонней ответственности за качество и уровень конечного результата. Дети учатся самостоятельно организовывать свою деятельность: стараются принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку.

В технологии модульного обучения могут быть построены отдельные занятия, учебные программы и целые блоки программ, направленных на развитие универсальных учебных действий, творчества детей и имеющих взаимосвязи в содержании.

При построении конструкта занятия с использованием технологии модульного обучения педагогу необходимо: выделить главные основополагающие идеи; определить интегрирующую цель, где указывается, что к концу занятия ребенок должен узнать или понять; определить содержание, объём и последовательность учебных элементов (УЭ); указать время, отводимое на каждый из них, и вид работы обучающихся; подобрать соответствующие наглядные пособия, ТСО, задания, тесты. Для проведения текущего и итогового самоконтроля  обучающихся необходимо вооружить критериями и системой оценки деятельности.

          Приведем пример конструкта занятия по программе дополнительного образования «Мой друг – компьютер», адресованной младшим школьникам.

«Принципы управления устройством»

Цель: Сформировать представление о принципах работы электронного программируемого устройства

Задачи:

  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях электронных программируемых устройств;
  • развитие логических действий сравнения, анализа, построения рассуждений;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками

Структура занятия:

1. УЭ-0 Определение степени усвоения предыдущего материала.

10 мин

2. УЭ – 1 Входной контроль

5 мин

3 УЭ – 2 Изучение нового материала. Часть 1

25 мин

4. УЭ – 2 Изучение нового материала. Часть 2

25 мин

5. УЭ -3 Контроль для проверки степени усвоения материала

15 мин

Оборудование: ПК на каждого ученика, доска с маркером для объяснения нового материала и постановки учебной задачи, таблица с ключами для самоконтроля, рабочие тетради по числу обучающихся.

Форма занятия: сдвоенное занятие – два занятия по 40 мин, между ними перемена 10 мин. Внутри каждого занятия, проводится физкультминутка для отдыха детей от работы с ПК.

Формулировка цели для обучающихся: по окончании занятия мы должны узнать определение термина «исполнитель»; особенности программирования в пиктографическом языке программирования; уметь правильно составлять программу движения исполнителя; проводить испытания.

УЭ-0 Определение степени усвоения предыдущего материала:

Цель: самоконтроль уровня сформированности умений пользования ПК, актуализация предыдущего материала.

Задание:

  1. самостоятельно правильно включить ПК, войти в домен пользователя, загрузить программу с рабочего стола ПК;
  2. выполнить задание на клавиатурном тренажере;
  3. сформулировать контрольные вопросы другу и ответить на вопросы друга (пример вопросов: «Что такое команда?», «Что такое программа?», «Что такое алгоритм?»). Критерий для взаимоконтроля: полнота и правильность ответов.
  4. составить алгоритм рисования квадрата и опробовать на соседе. Критерий для взаимоконтроля: краткость, результативность.  

Самооценка заносится в таблицу в рабочих тетрадях.

Ключ для самооценки:

самостоятельное правильное включение ПК, вход в домен пользователя

загрузка программы с рабочего стола ПК

выполнение задания на клавиатурном тренажере менее, чем за 3 мин

выполнение задания на клавиатурном тренажере более, чем за 3 мин

формулировка контрольных вопросов другу и ответов на вопросы друга (за каждый вопрос и за каждый ответ)

составление алгоритма рисования квадрата

УЭ – 1 Входной контроль.

Цель: проверка готовности группы к усвоению новой темы, знакомство с новым понятием «Исполнитель».

Теория: Любая техника называется «Исполнитель». Есть разные виды исполнителей, среди них нас интересует «программируемый исполнитель».

Задание:

  1. ответьте на вопрос – почему компьютер и стиральная машина являются «исполнителями»?
  2. приведите еще примеры «программируемых исполнителей».

Самооценка по ключу в рабочих тетрадях.

Ключ для самооценки:

ответы на вопрос

примеры «программируемых исполнителей» (за каждый)

УЭ – 2 Изучение нового материала

Цель: расширить понятие «Исполнитель», сформировать представление о принципах его работы и программирования, установить связь науки «Информатики» и повседневной жизнью, дать детям почувствовать себя программистами.

Задание:

  1. посмотрите на компьютере презентацию, посвященную исполнителю;
  2. какие бывают исполнители, чем механические отличаются от программируемых? Что между ними общего?;
  3. найдите на карточках программируемых исполнителей;
  4. откройте задание по программированию исполнителя;
  5. рассмотрите командную строку;
  6. выполняйте задание;
  7. проведите испытание исполнителя.

Самооценка по ключу в рабочих тетрадях.

Ключ для самооценки:

ответы на вопрос (за каждый)

1

правильная подборка карточек (за каждую)

1

выполнение задания по программированию исполнителя самостоятельно

3

выполнение задания по программированию исполнителя с небольшой помощью педагога (менее 3 раз или 3 раза)

2

выполнение задания по программированию исполнителя с помощью педагога (обращение более 3 раз)

1

УЭ -3 Контроль для проверки степени усвоения материала

Цель: определение уровня освоения пройденного материала

Задание:

  1. ответьте на вопросы: «С каким типом исполнителя мы сегодня работали – механическим или программируемым?», «Что главное в программировании?», «Всегда ли программируемый исполнитель является механизмом или нет?»

Самооценка по ключу в рабочих тетрадях.

Ключ для самооценки:

ответы на вопрос (за каждый)

1

Подведение итогов занятия. Тетради с самооценкой передаются другу (соседу) и высчитывается итоговый балл и «складывается» в «копилку баллов» в конце тетради.

 

Список литературы

  1. Ануфриев А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей. Москва: 1989 г.
  2. Бурцева О.Ю. «Модульная технология обучения», 1999 №5
  3. Селевко Г.К.Современные образовательныё технологии. Москва.: 1998 г.
  4. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. Москва.: 1996 г.
  5. Начальная школа.№2 – 2003. с.33.

 

Банных Елена Леонидовна,

методист

Литвиненко Мария Николаевна,

педагог дополнительного образования

Категория: статьи в соавторстве | Добавил: marylitrobo (06.05.2016)
Просмотров: 568 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar