Главная » Статьи » Мои статьи

Реализация программы легоконструирование для детей от дошкольного возраста до средней школы. Проблемы преемственности.

Я работаю в ЦДТТ педагогом дополнительного образования с 2011 года.

Цель моего доклада – представить мой вариант работы по программе легоконструирование для детей, начиная с дошкольного возраста и до средней школы.

Задачами своей работы я вижу не только знакомство с лего конструкторами, но и освоение основных общеучебных навыков и умений, а также воспитание детей XXI века.

Я прилагаю все усилия для воспитания таких качеств, как аккуратность, целеустремленность, внимательность.

В процессе работы передо мной стоят еще и сопутствующие задачи, такие как:

  • расширить кругозор детей, развить их абстрактное и стратегическое мышление, улучшить память;
  • выработать целеустремленность, волю к победе, усидчивость, внимательность, собранность;
  • развить самокритичность, самостоятельность, умение думать, принимать решения, бороться до конца, учиться на своих ошибках.

Все вышеперечисленное прописано в Федеральных государственных стандартах. Есть и другие нормативные документы, которые я учитываю в работе. Это:

  • Конвенция о правах ребенка;
  • Конституция РФ;
  • Семейный Кодек;
  • Трудовой Кодекс;
  • Закон РФ об образовании;
  • САНПиНы;
  • Концепция духовно – нравственного развития и воспитания гражданина России;
  • Закон об образовании в Свердловской области;
  • Концепция развития технического творчества детей до 2020г.;
  • Устав ;
  • Образовательная программа ЦДТТ;
  • Соглашение о развитии образовательной Робототехники;
  • Должностные обязанности;
  • Учебная программа.

На занятиях для меня имеет большое значение доверительная дружеская атмосфера между мной и учащимися. Я считаю нашу с ними работу взаимообучением, часто их решения бывают интереснее моих. В таких случаях, я всегда проговариваю это, повышая тем самым их самооценку и добавляя уверенности в собственных силах.

В сентябре 2012 года я прошла обучение по программе «Образовательная робототехника», в октябре –– по программе «Развитие творчества и креативности у детей по методике С.А. Новоселова».

Результатом первых курсов стало то, что с октября 2012 года я начала вести занятия по программе «Легоконструирование». Результатом вторых - то, что я увидела возможность улучшить качество педпроцесса и начала вносить изменения в нее. В программе появился материал на использование методики развития творчества детей.

Немного о методике С.А. Новоселова. Она направлена на пробуждение бессознательного через творческую активность. В основу ее положены исследования педагогов и психологов. Научное название методики – «Ассоциативно-синектическая технология развития технического творчества». Речь идет о временном снятии  рамок и ограничений с сознания, когда возможен творческий прорыв. В этом состоянии человек легко решает ранее неразрешимые проблемы и задачи. В применении к техническому творчеству методика С.А. Новоселова позволяет облегчить детям знакомство с проблемными вопросами. Это могут быть как составные узлы, конструкции, так и решение проблемных в механике задач. Например, для курса NXT нам надо было сделать так, чтобы от одного порта работало два сервопривода, один из моих учеников сам сообразил, как соединить их между собой с помощью шестеренок. В то же время, показывая детям, как можно решать сложные на первый взгляд проблемы, я стимулирую развитие творческих и умственных способностей детей в целом.

Программа рассчитана на старших дошкольников, младших и средних школьников. Ориентируясь на потребности разных групп детей, я разработала несколько вариантов программы:

6-7 лет      1 раз в неделю, 2 часа

7-8 лет      2 раз в неделю, 4 часа

8-11 лет      2 раза в неделю, 6 часов

Внутри программы присутствует фундамент (общее развитие ребенка) и надстройка (дополнительные знания по информационным технологиям), без которых ее освоение было бы неполным. Кроме того, в программе присутствует материал на:

  •  физическое развитие (упражнения на тренировку мелкой моторики, координации, разминка для пальцев, для глаз, для спины),
  •  развитие логики  (логические задачи, головоломки, ребусы),
  •  формирование универсальных учебных действий (техника поиска и отбора информации в различных ее проявлениях),
  • компьютерная грамотность и освоение программ из пакета Offise;
  • развитие творчества (решение проблемных ситуаций, изобретательство, введение новаций в уже готовые модели, поиск иных функций для давно знакомых предметов).

Логические задачи были взяты из программы И.А. Агапова и М.А. Давыдова. Также я использую несколько типов головоломок («Кубик Рубика», «Змейка», «Пятнашки», «Головоломки Пифагора», «Стомахион», «Пентамино»). По моей служебной записке и эскизу силами Центра детского технического творчества на станках с ЧПУ было вырезано 10 экз. раздаточного дидактического материала «Головоломки Пифагора». и т.п. Есть и другие учебные пособия, рекомендованные Министерством образования для педагогов старших дошкольников и младших школьников.

Для блока по компьютерной грамотности я использую обучающие диски, программы («Мир информатики») и свои наработки, выполненные на основании учебного курса УПИ.

Упражнения по развитию творчества мною взяты из методики С.А. Новоселова. Большое внимание в программе уделяется развитию коммуникативных качеств детей и их способности к адекватному общению со сверстниками и взрослыми. Основной целью программы является развитие интеллектуальных возможностей ребенка и его успешная социализация.

Таким образом, благодаря разнообразию учебных форм, появляется больше возможностей для педагога работать с каждым ребенком и с группой в целом. Учить думать, анализировать, искать информацию и обрабатывать ее и многому другому, что входит, в том числе, в ФГОС.

Итак, у меня занимается 75 детей.

Различный инструментарий подразумевает и различные подходы к образовательному процессу. В работе я использую:

  • активно-деятельностный подход – через реализацию технологии модульного обучения. Особенность дополнительного образования состоит в том, что 1/3 процесса приходится на теорию, 2/3 – на практику, поэтому основной целью данного подхода является «…формирование умения действовать со знанием дела…»[1];
  • личностный подход просматривается через индивидуальные учебные планы для одаренных и детей, испытывающих затруднения с освоением программ;
  • эмоционально-чувственный подход – поддержание интереса через отвлечение, включение элементов знакомства с культурой окружающего мира, с праздниками, традициями (подарки);
  • проблемная технология обучения. Весь курс построен на этой технологии. Младшие школьники еще в малой степени способны к выслушиванию объяснений, а материал, который мы им даем, достаточно сложен, хотя и полностью адаптирован в соответствии с возрастными особенностями каждой группы детей. При постановке проблемы для детей сразу становится понятной актуальность той или иной информации, и они лучше ее воспринимают. К тому же во время решения проблем теоретический материал легче делить на блоки[2];
  • здоровьесберегающие технологии.  Одна из главнейших задач современного общества - это воспитание здоровых детей. В рамках каждого занятия дети как минимум 4 раза меняют виды деятельности, обязательна у нас разминка. Проветривание кабинета и улыбка на занятиях обязательны.
  • компьютерные технологии – используются повсеместно. ПК выступает в разных ролях: среда общения (во внеурочное время мы  с моими учениками можем связаться в социальных сетях), хранилище программ и достижений, инструмент проектирования для младших и программирования для старших, тренажер, учебник.
  • имитационная технология – обеспечивает единство эмоционального (что очень важно для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста) и рационального (т.к. в наши задачи входит научить ребят чему-то принципиально новому для них) в обучении. С помощью этой технологии учащиеся имеют возможность максимально ярко проявить себя, свою индивидуальность. Например: игры – «борьба сумо», «гонки».
  • технология коллективного взаимообучения – включает наставничество, работу в парах, взаимооценки и т.п. Дети разные, работа сильно дифференцирована, поэтому часты ситуации, когда мне помогают дети. В этот момент идет и повторение  более глубокое осознание ранее пройденного материала, и вырабатывается взаимное уважение, умение слушать и слышать друг друга, нарабатывается словарный запас, что ведет к развитию речи обучающихся. Присутствует и элемент самоуправления, дети привыкают к наличию должности помощника педагога, младшего педагога. Они стремятся занять это место. Эта технология включает и методику блочно-модульного обучения, которую я начала разрабатывать для своих программ.
  • кейс-метод – метод коллективного анализа ситуаций. Под ситуацией (кейсом) понимается письменное описание какой-либо конкретной реальной ситуации.

В современных условиях из-за крайне ограниченного финансирования дополнительного образования очень сложно работать без привлечения спонсоров и социальных партнеров. Я активно развиваю партнерские отношения. Подготовлена презентация о воспитании технически грамотной молодежи для представления депутату Законодательного Собрания Свердловской области Новокрещенову А.Н.

Спонсорами и партнерами выступают и многие родители. Они активно интересуются успехами своих детей, присутствуют на внутренних соревнованиях, несут литературу, материалы для творчества.

Мы стараемся отблагодарить родителей. Вместе с детьми делаем им поздравления.

Оценка достижений обучающихся проводится с помощью методики, составленной методическим отделом ЦДТТ. Используются различные тесты (тест Беннета, тест на логическое мышление), игры, опрос.

Результатом моей работы на сегодняшний день стало:

  • увеличение контингента обучающихся по программе «Легоконструирование»;
  • мои ребята участвуют в ежегодных внутренних соревнованиях В 2013 г. двое из них приняли участие и в областных «Robot First». В результате, 1 ученик занял 2 место в творческой категории.
  • по результатам устного опроса родителей и по анализу книги отзывов и предложений 70 % родителей довольны занятиями, 25 % считают, что дети ходят и хорошо, 5 % - затрудняются ответить.

Графическое отображение мониторинга по личностным и учебным параметрам представлено на следующих слайдах. С начала реализации программы на настоящий момент теоритическая подготовка находится на среднем уровне, практическая у 80 % детей на среднем, в основном, это связано с больничными и тем, что дети долго отходят от новогодних праздников (многие уезжают и пропускают занятия). По учебно-коммуникативным навыкам – более 70% детей освоили средний уровень. Сейчас практически нет проблем при работе в парах даже в группах дошколят. Чуть ниже уровень учебно-организационных умений и некоторых универсальных учебных действий (умение планировать свою рабочую деятельность). Причин тому несколько:

  • Возрастные особенности детей;
  • Недостаточное уделено внимания развитию навыков самопланирования и самоорганизации в прежних образовательных стандартов
  • В начале реализации программы, я недооценила влияние этого фактора на успешное освоение программы. Сейчас необходимые изменения в педагогический процесс внесены.

Зато высок рост личностных параметров. Дети быстро загораются идеей успеха и стремятся показать себя везде, где это возможно.

Несмотря на общую положительную динамику, есть и проблемы. Анализируя результаты, я выявила следующие проблемы детей:

  • у некоторых детей остается неустойчивость внимания, гиперактивность, недостаточно развито умение концентрироваться на задаче;
  • около 10 % детей (от всех 75) показывают неумение подать себя, защитить проект, аргументировано ответить на вопросы;
  • 10 % от всех обучающихся демонстрируют незначительность знаний об окружающем мире, более 40 % - неумение и нежелание работать с источниками, литературой.

С личностными проблемами я надеюсь справиться применяя разнообразные формы активного отдыха от основной деятельности (головоломки, разминка, проектирование на ПК, создание презентаций и т.п.). Социальные проблемы, т.е. неумение защититься, подать себя, я выявила в первый год работы по программе, в 2012 г. Практически сразу я переработала программу, в результате, в 2013/2014 гг. у моих детей эти вопросы практически решены. Начиная с дошкольников, каждое занятие, мы проговариваем результаты нашей работы и где мы бы могли ее показать. Хочу отметить, что с дошкольниками подобные выступления проходят легче, чем с первоклассниками. И в других сферах ученики первых классов показывают себя более зажатыми, чем дети иного возраста, и младше, и старше.

К сожалению, насыщенность программы, не позволяет мне широко включать общеобразовательный блок, с помощью которого можно было бы решить предметные проблемы. Но, насколько это возможно и уместно, я добавляю сведения об окружающем нас мире в теоритическую часть курса.

В процессе работы выявляются и проблемы общего плана. Это:

  • сильная дифференциация детей по уровню восприятия и скорости освоения программ. Это связано и со свободным посещением занятий, и с болезненностью многих первоклассников, и с распространенным сейчас повсеместно синдромом гиперактивности. В результате, дети, пришедшие одновременно в сентябре, уже очень значительно различаются после нового года. Сильных нельзя оставлять без нового материала, они потеряют интерес и уйдут, а слабых без поддержки, произойдет то же самое. Выход я вижу в регулярной (может быть несколько раз в год) перекомпоновке групп;
  • Последними, но не по значению, являются проблемы спонсирования, которые мы, вместе с администрацией ЦДТТ СГО активно решаем – ищем спонсоров для закупки дополнительных наборов, призов на внутренние соревнования и для подготовки/поездки на соревнования.

В целом занятия легоконструированием пользуется спросом у детей и положительно влияют на развитие технического творчества.

 


[1] П.Я. Гальперин

[2] Такая организация образовательного процесса, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных противоречивых ситуаций и активную самостоятельную деятельность обучающихся.

Категория: Мои статьи | Добавил: marylitrobo (11.04.2016)
Просмотров: 257 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar